Входной контроль СИЗ — это процедура проверки СИЗ для того, чтобы исключить закупку недоброкачественных и контрафактных СИЗ. Изделия осматривают и проверяют, на соответствие:
- заявке и договору с поставщиком;
- требованиям ТР ТС 019/2011, межгосударственным, национальным и корпоративным стандартам;
- условиям и срокам хранения.
Работодатель решает сам, проводить входной контроль или нет. Крупные компании используют процедуру в обязательном порядке. Выгоднее проверить продукцию до использования, чем тратить деньги на СИЗ, которые быстро изнашиваются и не защищают работников.
Малым и средним предприятиям полезно проводить входной контроль, когда меняют поставщика и возникают спорные ситуации.
Таким образом можно для проведения входного контроля можно придерживаться следующего алгоритма:
1. Создание комиссии по входному контрою СИЗ
Для проведения входного контроля необходимо создать комиссию. Состав комиссии утверждают приказом руководителя организации.
Необходимо включить в комиссию специалистов службы охраны труда, работников подразделений, которые применяют СИЗ, и отдела материально-технического снабжения. К процедуре полезно привлекать представителей производителя или поставщика.
2. Подготовка процедуры проведения входного контроля СИЗ
Тебуется организация специального рабочего места, для проведения входного контроля. Понадобятся стол, приборы контроля и приспособления, измерительные инструменты: рулетка, линейка, весы, штангенциркуль, микрометр и т. д.
Проводить процедуру следует при достаточном освещении в хорошо проветриваемом помещении. Удобнее, если помещение находится рядом со складом, куда поступают СИЗ.
Необходимые в работе стандарты, каталоги и справочники следует разместить на рабочем месте. Например, для проверки фильтрующих полумасок с клапанами вдоха и несъемными фильтрами пригодится ГОСТ 12.4.300–2015.
3. Проведение входного контроля партии СИЗ
Проводить сплошной входной контроль и осматривать каждое изделие несложно, когда на предприятие поступила небольшая партия СИЗ.
В крупных компаниях, где изделия закупают в больших объемах, проводят выборочный контроль. Необходимо взять на контроль в таком случае от 1 до 10 процентов каждого поставленного вида СИЗ, но не менее 3 изделий. Проводя выборку изделия из разных упаковок.
Следует обратить внимание что такие СИЗ как: перчатки, очки, беруши, другие СИЗ, упакованные в прозрачную индивидуальную упаковку, вскрытие которой нарушает условия их хранения, проверяется без вскрытия
Необходимо заранее оповестить членов комиссии о том, когда и какие СИЗ необходимо проверять. Проверку лучше провести в ближайшие дни после того, как продукцию доставили на склад. Не затягивать с процедурой важно, когда в договоре поставщик ограничил срок для претензий по качеству.
Первоночально необходимо изучит сопроводительную документацию. В сертификатах и декларациях на СИЗ следует найти сведения о проведенных испытаниях.
Сертификаты и декларации соответствия ТР ТС 019/2011 проверяют в реестрах Федеральной службы по аккредитации
Информацию о сертификатах смотрите на pub.fsa.gov.ru/rss/certificate, о декларациях — на pub.fsa.gov.ru/rds/declaration.
Сертификаты и декларации выдают на серийное производство продукции или на партию. Если поставщик приложил сертификат, в котором указали номер партии, он должен подтвердить документами, что поставленные изделия именно из этой партии.
Сертификаты и декларации должны действовать на тот момент, когда приобретается СИЗ у поставщика. Если действующего сертификата или декларации на продукцию нет, работодателю нельзя принимать ее как СИЗ (ст. 221 ТК).
Процедура осмотра у каждого вида СИЗ своя. Например, чтобы осмотреть спецобувь, вскройте несколько коробок и убедитесь, что в каждой есть инструкция по эксплуатации.
Проверяйте комплектацию: шнурки, стельки и другие элементы. Если получили образец-эталон обуви от производителя, сравнивайте с ним
Возможно использовать следующий алгоритм:
1. Положите пару обуви на стол, пятками к себе и подошвой вниз. Осмотрите конструкцию, отделку и плотность материала верха и нижней части, цвет и крой обуви.
Убедитесь, что подкладка приклеена надежно, швы прострочены добротно, одинаковые детали в паре расположены симметрично, есть жесткие подноски, крючки и соединяющие детали верха качественные.
2. Возьмите линейку и проверьте, чтобы не было перекоса заднего наружного ремня или шва. Определите, насколько качественная пяточная часть, прощупайте жесткость, упругость и высоту задников обуви.
3. Соедините один ботинок с другим по линии заднего наружного шва, подошвой вниз, наружной стороной к себе. Проверьте высоту берцев и симметричность задников.
4. Расположите обувь подошвой вверх. Обследуйте подошву, на ней не должно быть дефектов: бугров, складок, повреждений. Найдите маркировку, подтвердите, что обувь парная по размеру. Потяните подошву и убедитесь, что она не отстает от верха.
Если есть требования по массе обуви, взвешивают ее на весах. Некачественную продукцию необходимо отложить в зоне брака. Необходимо провести сверку срока годности СИЗ, его указывают в сопроводительной документации на товар. Не следует путать срок годности со сроком носки СИЗ.
4. Принятие решения и оформление результатов
Результаты входного контроля оформляйются актом. В акте комиссия отражает свое решение: принимать СИЗ или нет. Акт должны подписать все члены комиссии. Если нет хотя бы одной подписи, документ считается недействительный.
Когда недостатков у продукции нет, ее передают в эксплуатацию. Следует зарегистрировать запись о результатах входного контроля в журнале учета. Для удобства работы следует использовать образцы.
Если СИЗ не соответствуют требованиям компании, укажите в акте и журнале учета причины. Недостатком можно признать не только дефекты изделия, некомплектность СИЗ или отсутствие документов.
Не стоит принимать СИЗ, у которых нет маркировки на изделии и упаковке или она неполная, например:
- нет сведений, которые позволяют соотнести продукцию с сертификатом или декларацией;
- отсутствуют дата выпуска и срок годности;
- нет информации о защитных свойствах и классе защиты на русском языке или языке страны Таможенного союза.
Не стоит использовать на предприятии СИЗ, которые не прошли входной контроль. Следует направить поставщику претензию с требованием заменить брак или предоставить полный комплект СИЗ.
Если в оговоренный срок продукцию не заменили, стоит растроргнуть договор с поставщиком.
Акты и протоколы входного контроля необходимо хранить вместе с другими локальными документами организации. Срок хранения документов по входному контролю 10 лет с момента, как СИЗ прошли входной контроль.
Таким образом для организации и проведения входного контроля можно выделить следующие этапы:
1. Создание комиссии для проведения входного контроля.
2. Организация процедуры проведения входного контроля СИЗ
3. Проведение входного контроля партии СИЗ (от 1 до 10% каждого вида СИЗ, но не более 3 изделий)
4. Принятие решения и оформление результатов
При проведении входного контроля СИЗ оформляют следующие документы:
Приказ о создании комииссии по входному контролю СИЗ.
Акт о результатах входного контроля.